Создание группы История группы The Jimi Hendrix Experience начинается со знакомства Джими Хендрикса (выступавшего в то время по псевдонимом Джимми Джэймс англ. Jimmy James) с Чесом Чендлером в конце июля 1966 года. Чендлер, гастролировавший тогда по США в составе Animals, услышал про Хендрикса от Линды Кит, подруги Кита Ричардса. Она знала, что Чендлер планирует оставить деятельность концертирующего музыканта и в дальнейшем быть продюсером, и сказала, что в Виллидже есть один парень, и он просто великолепен. Чендлер после таких слов пошёл с ней на концерт Хендрикса в Cafe Wha?. Придя до начала выступления, они стали говорить про Хендрикса. Таким образом, как позже утверждал Чендлер, у него возникла идея взять Хендрикса в Англию ещё до того, как он услышал выступление. Хендрикс играл блюз в сопровождении барабанщика и бас-гитариста и не пел, поскольку не считал себя певцом. По словам Чендлера, Хендрикс не делал на сцене ничего такого, чем потом прославился в The Jimi Hendrix Experience, однако уже тогда Чендлер не сомневался в том, что Хендрикс фантастически талантлив. Заниматься делами нового исполнителя Чендлер решил не один. В помощники себе он выбрал Майка Джеффери, на тот момент менеджера The Animals. Предложение переехать в Англию Хендрикс воспринял сдержано. Он интересовался тем, какая в Англии аппаратура, и что из себя представляют английские музыканты. Наиболее важным с точки зрения Хендрикса из того, что мог ему дать такой переезд, была возможность личного знакомства с Эриком Клэптоном, поэтому Хендрикс спросил Чендлера, знаком ли тот с Клэптоном. Чендлер ответил, что отлично его знает. Тогда Хендрикс спросил, познакомит ли он его с Эриком Клэптоном, если возьмёт в Англию. Чендлер заверил, что когда Эрик его услышит, то сам захочет познакомиться. Тогда Хендрикс дал согласие. Уехать в Англию немедленно было невозможно. Было необходимо оформить паспорт и найти свидетельство о рождении Хендрикса. На это ушло несколько недель. К тому времени Чендлер успел отыграть турне с „Animals" по США и покинуть группу (то есть остаться в США со своим «подопечным», в то время как остальные вернулись в Англию). Хендрикса и Чендлера роднило увлечение научной фантастикой, что впоследствии отразилась на ряде текстов будущей группы. Тогда же Чендлер предложил изменить сценическое имя на Джими (с одной м) Хендрикс. Перед отъездом в Англию Хендрикс изрядно нервничал. 23 сентября 1966 года он прибыл в Англию на самолёте. Опасения оказались напрасными, и через некоторое время Хендрикс почувствовал себя в Англии вполне свободно. Он поселился в отеле „Hyde Park Towers" и вскоре перезнакомился со всеми музыкантами Лондона. Хендрикс и Чендлер занялись поиском музыкантов. Будучи в курсе, что бывший вокалист Animals Эрик Бёрдон планирует сформировать новый состав группы, Чендлер дал объявления о прослушивании для «Eric Burdon & The New Animals», из которого он планировал отловить кандидатов и для группы Джими Хендрикса. Так был найден Ноэль Реддинг. У него тогда были очки, как у Джона Леннона, и шевелюра как у Хендрикса.
К моменту приезда Реддинга в Лондон, Бёрдон уже нашёл гитариста, поэтому на приглашение Чендлера прийти на прослушивание ответил согласием. Это происходило 28 сентября. Когда Реддинг пришёл, Чендлер попросил его поиграть на бас-гитаре. Спустившись, Реддинг увидел Хендрикса, который показался ему весьма приятным и дружелюбным. Хендрикс угостил Реддинга выпивкой и сказал, что только что приехал из Америки, после чего показал несколько аккордов, и они стали играть Hey Joe. Всего было сыграно три композиции без вокала. За ударными был Эйнсли Данбар. По словам Реддинга, это совсем не походило на прослушивание. По окончании прослушивания Джими Хендрикс и Ноэль Реддинг пошли в паб, где беседовали о музыке. Там Хендрикс предложил Реддингу играть в группе. На следующий день репетиции продолжились. Реддинг запомнил все аккорды, что приятно удивило Хендрикса. Эйнсли Данбар был наиболее вероятным кандидатом на должность барабанщика, но в итоге барабанщиком группы становится Джон Митчелл по прозвищу Митч за «удивительно быструю и чёткую игру». Митч Митчелл, джазовый барабанщик-самоучка, имел на тот момент солидный послужной список. В числе групп, в которых он работал были Johnny Kidd & The Pirates, Riot Squad, The Tornadoes. На момент он покинул группу «Georgie Fame and the Blue Flames». Чендлер, узнав об этом, предложил ему место барабанщика. Как вспоминал позднее Чендлер, собравшись вместе, музыканты играли четыре часа без перерыва. С названием для новой группы возникли сложности. Варианты обдумывались ещё до отъезда. Название The Experience предложил менеджер Майк Джеффери. Хендриксу поначалу такое название не слишком нравилось, но в итоге он согласился. 11 октября был подписан контракт. Музыканты по своей неопытности не стали внимательно с ним знакомиться, о чём впоследствии пожалели.
После трёх дней репетиций — 13 октября 1966 в парижском зале «Олимпия» состоялся сценический дебют новой группы. Собственного материала у группы на тот момент не было: исполнялись песни «Hey Joe», «Wild Thing», «Have Mercy», «Land Of 1000 Dances» и «Everybody Needs Someone To Love». Чендлер же хотел, чтобы группа исполняла собственный материал. Репетициям музыканты новой группы предпочитали выступления на публике. По признанию Реддинга, репетиции слишком напоминали обязательную работу. Митч Митчелл время от времени позволял себе не являться на репетиции вовремя. Это продолжалось до тех пор, пока Чендлер не оштрафовал его на сумму месячного жалованья. Чендлер позаботился и о внешнем облике группы, рассчитывая привлечь таким образом внимание публики к новой группе. Он подобрал музыкантам сценические костюмы. Цвет кожи Джими Хендрикса не мог не обращать на себя внимание, тем более его эффектно оттеняли двое белых. Другой такой группы в Англии не было. Интересный зрительный эффект создавало то, что Хендрикс играл левой рукой, а Реддинг — правой. Никто из троих музыкантов не хотел становиться певцом. Хендрикс иногда исполнял вокальные партии, выступая в США, но в Англии поначалу не соглашался. В итоге было решено, что петь будет именно он. Он не был выдающимся певцом, однако его манера пения была действительно индивидуальна: голос сочетал в себе холодную уверенность с нервными интонациями и мог переходить с пения на речитатив. Во время выступления в клубе Blaises Хендрикса заметил Джонни Халлидей, который набирал себе аккомпанирующую группу, и предложил музыкантам аккомпанировать ему во время гастрольного тура по Франции. Чес Чендлер в это время вёл переговоры со студиями звукозаписи. Кит Лэмберт, менеджер The Who, услышав игру Хендрикса в кафе Scotch of St. James, предложил выпустить сингл на своей студии Track Records. Договорились, что первую пластинку запишут на студии Polydor, а когда в марте 1967 года начнёт работать Track, они обратятся туда. По возвращении из Франции The Experience отправились в студию DeLane Sea Studios, чтобы записать основные партии для дебютного сингла «Hey Joe». Там же записали и вокал, но ни Хендрикс ни Чендлер не считали это этот результат удачным. В последующие недели Чендлер водил Хендрикса по разным лондонским студиям, в итоге доведя исполнение до желаемого уровня. Нужно было записать песню и для второй стороны сингла. Хендрикс планировал сыграть кавер-версию ритм-н-блюзового хита «Land Of 1000 Dances», но Чендлер настаивал на том, чтобы была записана собственная песня. Таким образом появилась первая сочинённая для The Experience песня — «Stone Free». Она была записана и сведена за один день. Первые недели существования группы нелёгкими в финансовом отношении.
Переломным, по мнению Чендлера, было выступление в клубе Croydon. Публика была в шоке, поскольку ничего подобного ранее они не слышали. У группы появилась постоянная работа. Потом был концерт Round House. Когда у Джими Хендрикса сломалась гитара, Чендлеру, чтобы спасти положение, пришлось продать последнюю бас-гитару и купить гитару для Джими. Концерт прошёл с успехом, и выпущенный 16 декабря 1966 сингл «Hey Joe» стал пользоваться успехом, несмотря на то, что его не крутили на радио. Успех Когда Hey Joe стал хитом, перед The Jimi Hendrix Experience открылись двери клубов и концертных залов Лондона. О Хендриксе начала писать пресса. Триумфальным было выступление в клубе Blaises, расположенным в подвале, куда нередко приходили музыканты, агенты, менеджеры и писатели. Клуб был набит битком. Хендрикс играл на гитаре зубами, что произвело особенное впечатление на публику. На следующий день в Melody Maker появилась заметка:
Теперь уже не The Jimi Hendrix Experience пробивались к публике, а публика стремилась попасть на концерты группы. Ещё одним таким выступлением был концерт в Saville Theatre, возглавляемый Брайаном Эпштейном, где The Jimi Hendrix Experience выступали на одной сцене с The Who. Эффект был таковым, что как пишет Крис Вэлч, здание чуть не рухнуло. Краткая заметка об этом концерте появилась в Melody Maker. Чес Чендлер не ошибся в своих ожиданиях. Талант Хендрикса стал очевиден для не только для слушателей и критиков. Его игрой восхищались признанные мастера гитары — Эрик Клэптон и Пит Тауншенд. Тауншенд и Клэптон той зимой ходили на все выступления Хендрикса в клубах Лондона. Как отмечал впоследствии Чендлер дни, проведённые в лондонских клубах, были для Хендрикса счастливыми. Сингл «Hey Joe» тем временем уверенно двигался вверх по чартам. 7 января он занимал 48-ое место, а 4 февраля поднялся на 4-е. Это был настоящий успех. Группа отправляется в студию, чтобы записать второй сингл Purple Haze. Эта песня была написана в ноябре 1966 года, и вовсе не под влиянием наркотиков. Журналист Кит Алтман писал, что сам Хендрикс объяснил суть этой песни так: «Это всего лишь фантазия, которую я связываю с прочитанным мною в одном из научно-фантастических журналов о красном луче смерти». Образы были взяты из романа «Ночь света» Филиппа Хосе Фармера, опубликованного в 1957 году. В романе действие происходит на мистической планете Радость Данте, где из-за чрезмерной солнечной активности ночное небо временами окрашивается в фиолетовый цвет, и некоторые обитатели планеты сходят от этого с ума. Сингл «Purple Haze» вышел 18 марта, а 25 марта достиг четвёртой позиции. В марте 1967 года The Jimi Hendrix Experience гастролируют вместе с The Walker Brothers, Энгельбертом Хампердинком и Кэтом Стивенсом. Гастроли проходили в дружеской атмосфере, несмотря на то, что музыканты, с которыми выступала группа, отличались по стилю от The Experience. Джими Хендрикс часто играл джэмы, Ноэль одно время подменял заболевшего гитариста Хампердинка. Гастроли прошли с успехом. На всех концертах был аншлаг. Именно во время этих гастролей было решено устраивать поджигание гитары. К тому времени музыканты The Jimi Hendrix Experience превратились в настоящих звёзд со всеми атрибутами звёздности. Уже во время гастролей с Walker brothers Реддингу и Митчеллу приходилось отвлекать внимание толпы от Джими ярко-оранжевыми нарядами. Хендрикс старался не выходить из номера днём. После концерта возбуждённые дамы преследовали его и, зажав в дверном проёме, вырывали клочья волос. Пользуясь популярностью группы, менеджеры устраивали как можно больше выступлений. Музыканты уставали и не только от выступлений — утомлял постоянный ажиотаж. Как вспоминал Реддинг, невозможно было уйти с вечеринки, чтобы на каждой руке не повисло хотя бы по паре девиц. Напряжение музыканты пытались снять при помощи алкоголя. Но не только его. Лондон в те времена был настоящей меккой для тех, кто продавал и потреблял наркотики. Так наркотики вошли в жизнь музыкантов. И сыграли впоследствии разрушающую роль.
|